Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 161 человек

Советы педагогам

Дата: 14 октября 2020 в 13:57, Обновлено 6 апреля в 15:18

Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания

  1. Будьте внимательны к себе - это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  2. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  3. Подбирайте дело по себе – сообразно своим склонностям и возможностям, это позволит вам обрести себя, поверит в свои силы.
  4. Перестаньте искать в  работе счастье или спасение, она не «убежище», а деятельность, которая хороша сама по себе.
  5. Перестаньте жить за других их жизнью.  Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь
  7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: «Так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?!»

В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБЕ

  1. По «личному делу» ученика проследить его успеваемость за пре­дыдущие годы, сделать вывод о динамике успеваемости;
  2. По классному журналу проследить систему проверки знаний учащихся, выявить динамику успеваемости;
  3. Получить от каждого учителя отзыв об учебной деятельности ученика в классе, об отношениях его к учебному предмету;
  4. Добиться контакта с учеником, выявить мотивы его учения, от­ношение к отдельным учебным предметам, учителям;
  5. Просмотреть тетради ученика, изучить результаты его труда;
  6. Изучить отношение к учению в процессе наблюдения за учебной деятельностью ученика при посещении уроков (посетить с этой целью не менее 10-15 уроков).

Главное при посещении уроков обратить внимание на следующее:

  • Был ли ученик на месте к началу урока;
  • подготовил ли все необходи­мое;
  • как вел себя при появлении учителя; сразу ли включился в работу;
  • какое участие он принимал в проверке знаний: отказался ли отвечать, какие показал знания, в чем заключаются основные недо­статки его знаний, как реагировал на оценку своих знаний;
  • как вел себя при опросе других: слушал ответы, дополнял, не слушал, отвле­кался, мешал другим; как реагировал на оценки других учащихся;
  • слушал или не слушал объяснения учителя;
  • проявлял внимание или невнимательность;
  • устойчиво ли внимание ученика;
  • владеет ли ученик навыками учебного труда;
  • умеет ли работать са­мостоятельно;
  • проявляет ли логичность, сознательность и самостоятельность суждений;
  • какова культура речи;
  • насколько активен ученик;
  • записал ли задание на дом;
  • как вел себя ученик после звонка с урока.

В результате наблюдений за учеником на уроках постараться сде­лать следующие выводы:

  1. имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по степени активности на уроке, качество выполнения домашних заданий, читательским интересам и т.д.);
  2. имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-нибудь одно­му или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной дея­тельности;
  3. обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя и т.д.;
  4. проявляет ли настойчивость, стремление к овладению знани­ями на уроках;
  5. живо или безразлично относится к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся;
  6. проявляет ли любознательность к чему-либо;
  7. как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично);
  8. как управляет своим поведением на уроках;
  9. как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителя (какова реакция: безразличие, радость, возмущение, громкий протест и т.д.)

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!

  1. Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
  2. Первое знакомство с подростком – это разговор о его интересах и тех областях жизни, где он лучше всего осведомлён.
  3. В беседе с воспитателем подросток должен искреннее, заинтересованное отношение к нему.
  4. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
  5. Комплексный характер причин трудновоспитуемости должен выявиться комплексно, в тесном взаимодействии социальных, биологических и психических факторов.
  6. Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!

  1. Беседу с подростком следует начинать с дружеского тона.
  2. При первой встрече с подростком не старайтесь его критиковать.
  3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
  4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
  5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  6. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  7. Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
  8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  9. Общаясь с подростком, старайтесь развить в себе готовность к педагогической импровизации.

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С

«ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

Необходимо всегда помнить, что нет трудных воспитанников, а есть трудные обстоятельства, в которые попадают некоторые дети и подростки. Эти обстоятельства возникают и развиваются в тех семьях, где между взрослыми не существует взаимного уважения, общей заботы, взаимопонимания, т.е. в семьях, где воспитательные отношения носят характер авторитарной или чрезмерной мелочной опеки, в семьях, где авторитет взрослых делается ложным в той или иной его разновидности. «Трудные воспитанники» – это жертвы трудных обстоятельств.

Как же относиться к таким детям и подросткам?

1. Такие воспитанники требуют больше, чем кто-либо, огромного товарищеского уважения к ним:

  •  Веры в их творческие силы, в их творческие возможности;
  •  Постепенного углубления знаний их сильных и слабых сторон;
  •  Стремления раскрывать и развивать сильные стороны, преодолевая недостатки;
  •  Товарищеской требовательности, вытекающей из товарищеского уважения.

2. Необходимо увлекать таких воспитанников делами на радость и пользу людям: делами познавательными (сбор-путешествие, эстафета любимых занятий и т.д.), трудовыми делами – сюрпризами, спортивными делами – играми (спартакиады, игры на местности и т.д.).

3. Эффективным методом воздействия на таких воспитанников является товарищеское доверие по формуле: «Только ты можешь сделать это».

4. «Живая вода» для таких воспитанников – это поощрение, прежде всего – одобрение. Нужно всегда помнить, что они не жаждут награды, а ждут человеческого внимания. Хвалить нужно не только от своего имени, но и от имени коллектива.

5. Целесообразно использовать не только прямое, но и опосредованное воздействие на таких воспитанников, т.е. воздействовать на них через других ребят, через умных и добрых взрослых, через книгу.

ПАМЯТКА
ПО РАБОТЕ С ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМ ПОДРОСТКОМ

(классному руководителю)

1. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемым подростком.

2. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростка.

3. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

4. Строго следить за выставлением оценок в дневнике.

5. Ежемесячно проверять читательский абонент в библиотеке.

6. Следить за тем, чтобы подросток обязательно имел поручение коллектива класса и регулярно его выполнял. Воспитывать у подростка чувство необходимости коллективу.

7. Обязательно привлечь трудновоспитуемого к занятиям в кружках и секциях и секциях. Следить за посещением.

8. Еженедельно проводить индивидуальные беседы с подростком.

9. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемого подростка и его родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики правонарушений.

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ

1. В повседневном общении с ребятами часто приходится оперативно ставить и решать педагогические задачи. Для того, чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль общения, старайтесь развить в себе способность к педагогической импровизации.

2. Ваш успех в общении с учениками во многом будет зависеть от того, насколько Вы умеете смотреть на вещи глазами самих ребят.

3. Если Вы хотите, чтобы Ваша беседа с учеником состоялась, старайтесь начать её с дружеского тона.

4. Чтобы Ваш диалог с учеником был плодотворным, старайтесь инициативу общения держать в своих руках.

5. Старайтесь никогда не критиковать ученика. Лучше давать дружеские советы.

6. Если Вы хотите завоевать авторитет у ученика, проявляйте к нему в процессе общения искренний интерес.

7. Если Вы хотите убедить ученика в том, что он не прав, диалог начинайте с вопросов, по которым у вас совпадают мнения.

8. Лучшим словом, располагающим ребёнка к общению, является его собственное имя. Обращаясь к ученику по имени, мы тем самым даём почувствовать, что он достоин уважения.

9. Вступая в общение с учеником, старайтесь быть предельно дипломатичными, вести диалог «на равных».

Помните! Проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.