Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем учителя!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 161 человек

Рекомендации педагога-психолога

Дата: 2 ноября 2020 в 11:21, Обновлено 17 декабря 2020 в 18:47
Автор: Дещеня С. А.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ВЫПУСКНИКА

  • Дайте своему ребенку право выбора  будущей профессии.
  • Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  • Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  • Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  • Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  • Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  • Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  • Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  • Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
  • Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ:

Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится   
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

  • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
  • часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
  • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

  • не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
    Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
    Первый фактор – «Хочу»
    Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
    Второй фактор – «Могу»
    Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
    Третий фактор – «Надо»
    Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
    1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
    2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
    3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
    4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

РАЗВИВАЕМ СВОИ СПОСОБНОСТИ

Профпригодность - соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения профессией и удовлетворенность человека трудом.

В основе успешности овладения профессией лежат, прежде всего, способности индивида, под которыми понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам.

Способности могут быть связаны с познавательными процессами (внимание, память, мышление, воображение), а также с координацией движений.

Внимание.

Внимание - это направленность и сосредоточение сознания на объекте, что обеспечивает особо ясное его отражение.

Как развивать внимание

I. Приучайте себя внимательно работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.

II. Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов. Делать это надо так, чтобы общее восприятие объекта сохранялось достаточно хорошо, и в то же время, внимание нужно концентрировать на главном, выделяя его из второстепенного

III. Развивайте волевые качества - это способствует развитию устойчивости внимания.

IV. Постоянно тренируйте способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза, состояние мускулов связаны с вниманием.

Память

Память - отражение опыта прошлого путём запоминания, сохранения и воспроизведения. Это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем. Способность сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т. е. узнавать или воспроизводить то, что раньше запоминалось. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение - это те главные процессы памяти, которые обеспечивают ее работу.

Что можно порекомендовать, чтобы улучшить память?

I. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить.

Для лучшего усвоения материала полезно разбить его на смысло­вые части, выделяя при этом главное и второстепенное; составить план прочитанного. Запомнить опорные слова, опорные сигналы, с которыми увязываются заучиваемые. Пересказать текст своими словами.

II. Память, подобно многим другим познавательным процессам, развивается путем упражнений. Для этого необходимо больше выполнять практических упражнений с использованием той информации, которую необходимо запомнить.

III. Есть такой закон: чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем точнее сохраняется материал и лучше воспроизводится. Поэтому надо тренировать все виды памяти. (Образную, зрительную, слуховую, двигательную, словесно-логическую, произвольную, непроизвольную).

IV. Одно из основных правил улучшения памяти - повторение. Однако полезно знать, как лучше организовать повторение. Целесообразнее всего сблизить моменты первого повторения и восприятия материала. Близким повторением через 15-20 минут предотвращается забывание.

Последующее повторение лучше проводить через 8-9 часов и через 24 часа.

Как видите, интервал между повторениями увеличивается. При по­вторении не следует переутомляться, поэтому нужно делать перерывы. Полезно повторять перед сном, а также утром на свежую голову.

Еще в древности для лучшего запоминания использовался такой прием, как установление ассоциации между информацией, необходи­мой для запоминания, и чем-то хорошо знакомым.

Так, вместо того, чтобы запомнить, чему равно число П, можно за­помнить Фразу "Что я знаю о кругах". Количество букв в каждом слове этой фразы дает искомое число П.=3,1416.

Другой пример: Фраза "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" помогает запомнить порядок цветов в спектре.

Мышление

Мышление - обобщённое и опосредованное отражение действи­тельности в общих связях и закономерностях.

Можно ли развивать свое мышление? А если да, то, как же стать умным и сообразительным?

1. Самый общий принцип известен: "Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и пере­стать говорить, когда нечего больше сказать".

2. Ум определяет единство знаний и действий. Знания невозможно приобрести без усилий мысли, без умственного труда, но и само мыш­ление невозможно без знаний. Развивать мышление - это значит насы­щать свой ум знаниями. Источниками являются книги, журналы, радио и телевидение и т.д.

3. Сравнение близких по значению понятий - один из приемов развития мышления.

4. Активное использование письменной речи (сочинение, ведение дневника, письма) также способствует развитию мышления. Мышление - самая трудная для человека работа. Для выполнения ее необходима организованность, хорошо развитое внимание, память, наблюдательность, работоспособность.

Воображение

Воображение - создание новых образов, которых не было в прежнем опыте человека. Это мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, т.к. образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Воображение порождено трудовой деятельностью человека и развивается на ее основе.

1. Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек выполняет как бы определенную роль.

Например, развивают воображение такие игры, как сочинение сказок, стихов, рисование, лепка.

2. Воображение развивается при чтении различных текстов, художественной литературы.

3. Совершенствуют воображение внимательное чтение чертежей, умение за различными проекциями представить объект, и, наоборот, умение изображать объекты в различных проекциях.

Координация движений

Слово координация означает "согласование". Координация движений имеет большое значение для многих видов трудовой деятельности. Прежде всего, это точность, соразмерность, способность правильно рассчитать силу, направленность, скорость движения, расстояние. Развивать качества, связанные с координацией движения, можно разными путями и средствами. Хорошо, например, развивать координацию движений в процессе лепки, рисования, вязания.

О непригодности человека к определенному труду можно го­ворить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельно­сти или мешать ее выполнению. Поэтому, чтобы не совершить ошибок при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге профессионального самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.

Противопоказания могут быть не только медицинские. Существует широкий спектр специальностей и профессий, для которых важно иметь специальные способности, причем отсутствие их невозможно компенсировать. К таким профессиям относятся музыкальные, художественные, литературно-сценические и ряд других.

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.