Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 97 человек

Причины и виды нарушений речи у детей

Дата: 17 апреля в 19:05, Обновлено 17 апреля в 19:11
Автор: Дещеня С. А.

Причины и виды нарушений речи у детей

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д., формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Основные причины нарушения речевого развития:

* Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

- Заболевания матери во время беременности.

- Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы

- Аллергии матери.

- Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

- Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенка.

- Многообразная акушерская патология.

- Курение во время беременности, употребление алкоголя.

- Неблагоприятный возраст матери для беременности.

- Особые психические нагрузки матери в период беременности.

- Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

- Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

* Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

- Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

- Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах.

- «Двуязычие» в семье

- Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь.

- Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Основные виды речевых нарушений: дислалия; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи; заикание.

Дислалия - это нарушение звукопроизношения.

Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по-разному:

  • звук отсутствует: ампа (лампа, акета (ракета);
  • звук произносится искажённо, т. е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится "горловой"; вместо с межзубный с;
  • звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -у).

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую. Причины функциональной дислалии:

  • общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;
  • недостаточная степень развития фонематического слуха;
  • неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;
  • двуязычие в семье.

Причины механической дислалии:

1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:

а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов); б) дефекты в строении челюстей:

- прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд);

- прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд);

- передний открытый прикус;

- боковой, двусторонний прикус;

- укороченная или слишком массивная уздечка языка.

2. Патологические изменения величины и формы языка.

3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

4. Атипичное строение губ.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Особенности:

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ("табака" вместо собака и т. п.).

3. Смешение звуков. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Столял стлогает дошку" вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Причины общего недоразвития речи: различные неблагоприятные воздействия: во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз, во время родов (родовая травма, асфиксия, в первые годы жизни ребёнка)).

Особенности:

  • Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Нарушение фонематического слуха.
  • Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании, неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания.

В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2-2,5 года.

Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).

Профилактика заикания:

• речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;

• нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;

• не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;

• избегать психических и физических травм (особенно головы);

• не перегружать ребенка информацией и впечатлениями;

• не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;

• не запугивать ребенка страшными сказками;

• не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка;

Любые нарушения речи можно исправить, важно не упустить время.

Литература:

1. Поваляева М. А Справочник логопеда / М.А. Поваляева – изд. Феникс, 2002.

2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова - М.: Просвещение, 1985.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.