Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 97 человек

Особенности формирования грамматического строя речи у детей

Дата: 17 апреля в 19:04, Обновлено 17 апреля в 19:10
Автор: Дещеня С. А.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей

Речевая система состоит из следующих компонентов: фонетико-фонематическая сторона речи; лексико-грамматическая сторона речи; связная речь. Лексико-грамматический строй речи детей, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Дети с речевыми нарушениями отличаются от своих сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизологиических особенностей каждого ребенка используя комплексный подход: согласованность действий логопеда, воспитателя и родителей. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

Дети младшего школьного возраста допускают специфические ошибки в процессе письма. Это замена, пропуск, перестановка, букв и слогов, неправильное построение предложений, не дописывание элементов букв, зеркальное письмо. Причинами этих ошибок могут быть не сформированность слухового внимания и памяти, зрительного и фонематического восприятия.

Особое место занимают ошибки связанные с недоразвитием лексико – грамматической стороны речи. Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик). С 6 лет дети затрудняются в образовании прилагательных от существительных (хвост волка – «волчачий»).

Обучение грамматическим формам строится на выполнении трех основных задач: словоизменение, словообразование, синтаксис.

1. «Назови ласково». Взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему уменьшительно-ласкательную форму (дом-домик, солнце-солнышко).

2. «Один-много». Взрослый называет один предмет, а ребенок – много (яблоко-яблоки, ухо - уши).

3. «Веселый счет». Считать до 5 и обратно любые окружающие предметы.

4. «Хвалилочка». Расхваливать предметы, называя как можно больше слов-определений. Валенки новые, красивые, пушистые, белые, удобные, шерстяные, тёплые.

5. «Есть - нет». Взрослый произносит предложение со словами «У меня есть…», а ребенок отвечает предложением со словами «У меня нет…» (У меня есть большая пушистая собака. У меня нет большой пушистой собаки.)

6. «Доскажи словечко». Взрослый предлагает ребенку закончить предложения:

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

7. «Чьё это?». Взрослый предлагает ребенку словосочетания, которые он должен преобразовать. (Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва, зубы тигра, копыта лошади, шерсть кролика, рога лося, усы кошки, следы зайца.)

8.«Волшебный мешочек». Положите в небольшой непрозрачный мешочек различные предметы, игрушки. Доставайте по очереди попавшиеся предметы и описывайте их по алгоритму, о котором договоритесь заранее (Что это? Какого цвета? Из какого материала? Для чего необходимо? Или где применяется? Для каких целей? Можно объединить в группы овощи, игрушки, транспорт или живое – неживое.)

9. «Придумай предложение». Взрослый называет любое прилагательное. Затем по очереди необходимо наращивать количество слов, точно повторяя предыдущие, чтобы получилось развернутое предложение. (Синий...

Синий автобус...

Синий автобус едет...

Синий автобус едет по ...

Синий автобус едет по улице....)

10.«Слова-родственники». Предложите ребенку подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. Если он затрудняется, можно помочь, задавая наводящие вопросы. (подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп из рыбы? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.)

11. «Великаны, люди, лилипуты». Расскажите ребенку историю про великанов и лилипутов. Предложите изменять слова для великанов и лилипутов. У людей – руки, у великанов ручищи, у лилипутов ручки, ручонки и др.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.