Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 97 человек

Коррекция моторной дисграфии

Дата: 2 мая в 21:28, Обновлено 2 мая в 21:34
Автор: Дещеня С. А.

Коррекция моторной дисграфии

      В письме школьников в последние годы обнаруживаются новые виды ошибок, которые не подходят под описание ранее выделенных видов дисграфий и   эффективной коррекционно-логопедической методики по коррекции этих новых ошибок ещё  до конца не разработано.

      Эти нарушения письма заключаются в неспособности овладеть графическим образом букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы (л-м, и-у, п-т, б-д, х-ж, и-ш). В других случаях не дописываются  или добавляются лишние элементы букв от слова к слову. Чаще всего  это происходит, если соседние буквы имеют одинаковый элемент. В ряде случаев смешивается сходство печатных и письменных букв.  Некоторые исследователи   эти ошибки называют кинетическими .  По  их  мнению, в таких ошибках смешиваются кинестетические образы и двигательные «формулы» (кинемы), а не оптические образы (графемы). Связывают причины возникновения подобных ошибок с недостаточно сформированным  графо-моторным навыком письма. А.Н. Корнев называет это нарушение письма диспраксической дисграфией. У детей с подобным видом дисграфии крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема).

      У младших школьников с несформированным графо-моторным навыком обнаруживается ряд особенностей формирования графо-моторной функции, которые выражаются в задержке ее развития:

  • крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы (кинема).
  • изображение каждой буквы происходит  неавтоматизированно, требует отдельного сознательного контроля.
  • при безотрывном письме качество букв резко ухудшается, теряются или «размываются» их дифференцированные признаки. Поэтому дети, чтобы писать по возможности разборчиво, каждую букву изображают отдельно.
  • Во многих случаях отмечается крайне неровный, «корявый», нестабильный почерк. Буквы разного размера и разного наклона.
  • В ряде случаев усваивается неверный ход движения руки при изображении букв, что делает невозможным безотрывное письмо. В такой ситуации учащиеся не могут самостоятельно сформировать графо-моторный навык письма.

         Графо-моторные  движения при письме совершаются с большим напряжением, скованно. В результате рука у ребенка быстро устает. Письмо становится медленным по темпу. Характерно, что в первом классе почерк у таких детей сравнительно лучше и буквы разборчивее, чем в более старших классах. Это связано с тем, что в 1-м классе ребенок имеет достаточно времени, чтобы вырисовывать каждую букву отдельно. Уже в 3-м классе требуемая скорость письма такова, что делает это невозможным. Так как автоматизированный навык не вырабатывается, то ускорение письма резко ухудшает его качество.

         Примеры смешения букв в письме по кинетическому сходству:

- о-а: (в ударной позиции) - "бонт", "куполся,", "ураки,";

- "глозки", "страйка", "лондыш", "сенокас", "тетродь", "журовль", "на гарку";

- б-д: "людит", "рыдоловы", "убача", "дольшой";

- и-у: "прурода", "села миха","на береги, "кукишка";

- т-п: "стасли(спасли)", спанция(станция)", "стисывать(списывать)";

- х-ж: "поймал еха", "можнатые", "дорохки", "нажотка;

- л-я: "февраяь", "кяюч ", "весеяо;

Г-Р: "Гечка", "Габота, "Ролова,", "Ролод", "Гаки", "Гастаял", "Гыбаки".

      Смешения букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные "описки" лишь на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения, хотя конфигурация букв рукописного и печатного шрифта различна. Этот феномен объясняется тем, что у школьников при указанных смешениях "размываются" неокрепшие еще связи между звуком и буквой: между фонемой(звуком) и артикулемой (позицией артикуляции-язык,губы,зубы), с одной стороны, и графемой(буквой) и кинемой(движением руки) - с другой. Смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма и чтения, имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.

         Коррекционная работа по преодолению кинетических ошибок у младших школьников первоначально предполагает решение следующих задач:

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

  • Развитие зрительного гнозиса: а) развитие восприятия цвета; б) развитие восприятия формы; в) развитие восприятия размера и величины.
  • Развитие буквенного гнозиса: а) развитие восприятия цвета букв; б) развитие восприятия формы, величины букв; в) дифференциация расположения элементов букв.
  • Развитие зрительного анализа и синтеза.

2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти: а) развитие запоминания формы предметов; б) развитие запоминания цвета; в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры, затем – буквы).

3. Формирование пространственного восприятия и представлений: а) ориентировка в схеме собственного тела; б)дифференциация правых и левых частей предмета; в) ориентировка в окружающем пространстве.

4. Формирование речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения (справа –налево, слева-направо, сверху –вниз, снизу-вверх, выше-ниже, тоньше-толще, ближе-дальше, уже –шире, длиннее-короче; употребление предлогов – от , у, в, над, под, через и т.п - до свободного употребления     в собственной речи.

5. Развитие зрительно – моторных координаций.

      Основные виды работ на данном этапе:

  • прописывание фигур в воздухе
  • усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей руки, до мелких движений пальцами (пальчиковая гимнастика – комплексы статических и динамических упражнений);
  • штриховки, рисования прямых, наклонных, горизонтальных, кривых линий с различной степенью нажима на карандаш;
  •  рисование по клеточкам геометрических фигур, бордюров;
  • узнавание и нахождение фигур, букв в условиях зашумлённого контура;
  • конструирование, восстановление букв;
  • упражнения на тактильное узнавание фигур, букв;
  • игры- лабиринты;
  • задания на развитие зрительного восприятия ( опираясь на ряд рисунков с предметами, ребёнок по заданию логопеда находит самый тонкий – толстый ствол, высокий – низкий дом и т.д.);
  • работа с геометрическими фигурами , буквами по типу корректурных проб (раскрась все заданные фигуры);
  • упражнения направленные на формирование пространственных представлений ( лево –право, верх – низ);
  • работа с цветовыми линейками; (логопед предлагает назвать цвет первой, последней ячейки, справа от жёлтой, слева от оранжевой, между белой и жёлтой и т.д.
  • тренировка зрительного анализатора. Работа по таблицам с буквами печатного и письменного шрифтов. ( логопед предлагает ученикам “найти” другую букву) Используются карточки с предметами, после с буквами. ( логопед предлагает назвать все предметы, буквы первой строки, второй и т.д. ,все изображения первого, второго и т.д. столбиков, сказать каких букв больше, каких меньше)
  • упражнения на развитие и уточнение пространственно-временных представлений. Усвоение  «схемы» собственного тела. Основные задачи:
  • учить выделять правые, левые части тела;
  • учить ориентироваться в малом пространстве. Что от меня находится справа, слева, спереди, сзади, сверху, снизу;
  • учить ориентироваться в большом пространстве по отношению к другому;
  • учить ориентироваться на листе бумаги, лепка, аппликация по заданию.

Виды упражнений на теле человека:

• поднять правую руку, левую руку;

• показать где у педагога правая, левая рука;

• назвать предметы, которые расположены справа, слева;

  • предлагается воспроизвести движения, выполняемые педагогом, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д.

Упражнения с предметами (пространственное расположение между ними) • положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради — слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трёх предметов: положить книгу перед собой, слева от неё поместить карандаш, справа – ручку;

Определение своего тела в пространстве и относительно других (предметов, людей):• стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева; • на демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки с лева и справа от заданного предмета; • сидя за столом, определить его правый и левый края; • определить место соседа по отношению к себе, соотнося это соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на его руку; • стоя попарно, лицом друг к другу, по команде определить  сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д.,  • назвать последовательность расположения цветов радуги; • назвать первое число справа, слева. Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду; • прочитать ряд в обратном порядке (справа — налево). Определить, как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается); • показать число . Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева  от ….? Больше оно или меньше, чем ….? Назвать соседей числа …. справа, сравнить их по величине. • работы с изографами как с предметными изображениями, так и с сюжетными картинами (на основе печатных и письменных букв).

         Уменьшить объективные трудности при обучении письму можно в том случае, если правильно подготовить ребенка именно в этом периоде, учитывая  его  индивидуальные и возрастные возможности в процессе обучения.

Литература:

1. Правдина О. В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.