Новости проекта
«Учитель для Беларуси»
ВНИМАНИЕ! Технические работы
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 111 человек

Артикуляционная гимнастика в работе учителя дефектолога

Дата: 2 мая 2019 в 21:31
Автор: Дещеня С. А.

Артикуляционная гимнастика в работе учителя дефектолога

Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определённой целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, дифференцированности движений органов речи. Подбор упражнений обеспечивает подготовку органов артикуляции к постановке того или иного звука, который является базовым для группы звуков.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

● проводить ежедневно (3-4 раза в день по 3-5 минут), не более 3 упражнений за раз.

● каждое упражнение выполнять не менее 5-6 раз (можно до 8)

● статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении)

Упражнения для губ
Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 
Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.

Упражнения для развития подвижности губ
Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 
Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 
Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 


Упражнения для губ и щек
Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
 Голодный хомячок.
Втянуть щеки. 
Сдутый шарик

Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 

Статические упражнения для языка
Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 
Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
Иголочка
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
Горка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 
Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 

Динамические упражнения для языка.
Часики

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта. 
Змейка
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. (двигается только язык, нижняя челюсть должно оставаться неподвижной)
Качели
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 
Футбол
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 
Чистка зубов
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 
 Катушка
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. 
Лошадка
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
Гармошка
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 
Маляр
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 
Вкусное варенье
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 
Оближем губки
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 


Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. 
Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 
Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 

Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков. 
Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 
Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па. 
Беззвучно, протяжно) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт). 
Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя 
ооооооооооооо 
ёёёёёёёёёёёёё 
иииииииииииии 
!!! Важно следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 
Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта(произносить нужно медленно)
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Каков рыбак, такова и рыбка.
У ужа ужата, у ежа ежата. 
!!! В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто. 

Тренировка мышц глотки и мягкого неба
Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. 
Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком.
Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока. 
Надувать щеки с зажатым носом. 
Медленно произносить звуки к, г, т, д. 

Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта. 

Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри. 


 

Литература:

            1. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.